Специалисты компании «Юринвест» помогли налогоплательщикам доказать реальность взаимоотношений с контрагентами, право на вычет и отбить доначисления налогов на общую сумму около 30 млн. руб.
Что такое камеральная налоговая проверка, известно каждому налогоплательщику.
Что такое «АСК НДС-2», тоже знает почти каждый. Это вторая версия автоматизированной системы контроля за уплатой НДС. Первую версию налоговые органы внедрили в 2013 году, доработанную – в январе 2015 года.
Как работает эта программа, можно узнать, изучив многочисленные комментарии контролирующих органов. Если совсем просто: сведения из отчётности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его поставщиков и покупателей. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом. Компания в течение 5 дней должна пояснить, в чём причина.
Конечно, на сегодняшний день данная программа является главным помощником налогового инспектора, проводящего камеральную налоговую проверку, так как она охватывает 100 % контрагентов и значительно экономит время проверяющего.
В чем минусы для налогоплательщика?
Зачастую налогоплательщик по итогам камеральной проверки получает акт, в котором, на его удивление, все реально совершённые сделки признаются не совершёнными/не обоснованными.
При этом мероприятия налогового контроля, в том числе запросы документов в рамках ст. 93, 93.1 НК РФ, допросы свидетелей и т.п. в период самой проверки проводятся формально либо не проводятся вовсе.
Программа показала «разрыв» на каком-то из контрагентов, по нему автоматически собираются документы из «проверок других налогоплательщиков», а мероприятия относительно проверки реальности отношений именно между проверяемым налогоплательщиком и данным контрагентом как будто и не нужны.
В итоге складывается ситуация, что проверяемый налогоплательщик в период проведения камеральной проверки даже не знает о наличии у налогового органа претензий к его контрагенту, и вынесение акта с предложением отказать в вычетах по НДС, а чаще с предложением доначислить НДС, является для компании сюрпризом.
Напомним, что акт по итогам камеральной проверки выносится не всегда, а только в том случае, когда по итогам проверки выявлены нарушения налогового законодательства.
То есть формализм программы-робота в сочетании с уверенностью контролирующих органов в достаточности данных этой системы даёт результат, который не соответствует как обстоятельствам конкретной сделки, так и письменным доказательствам. Результатом этого являются значительные суммы доначислений по НДС, что для бюджета, конечно, хорошо (если контролирующему органу удастся не только отстоять свое решение о привлечении к ответственности, но ещё и получить доначисленную сумму), а вот для налогоплательщика – это путь к банкротству.
Что такое дополнительные мероприятия налогового контроля?
Учитывая вышеизложенное, в настоящее время огромную роль играет такая стадия налоговой проверки, как дополнительные мероприятия налогового контроля. Именно в этот период у налогоплательщика есть шанс доказать налоговому органу реальность отношений с контрагентом и право на применение вычетов.
Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Срок этих мероприятий – не более одного месяца.
Как видим, данная стадия не является обязательной. В налоговом законодательстве нет чётких оснований для её проведения. Это ПРАВО контролирующего органа.
Но именно на этой стадии рекомендуем налогоплательщику активизироваться и доказывать налоговому органу необоснованность выводов, сделанных системой АСК НДС-2 и уже изложенных в акте камеральной налоговой проверки.
Круг полномочий контролирующих органов на стадии дополнительных мероприятий более ограничен, а именно, они вправе: истребовать документы в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, проводить допросы свидетелей, проводить экспертизы.
В свою очередь, права налогоплательщика на данной стадии остаются неизменными.
Практика нашей компании в последнее время показывает, что по итогам проведения дополнительных мероприятий налоговый орган нередко выносит решение об отказе в привлечении к ответственности, соответственно, отказе в доначислении налогов.
Разберём конкретные примеры: как налогоплательщик смог повлиять на выводы проверяющих, сформированных на основании данных АСК?
В трёх случаях при проведении камеральной проверки проверяющие решили, что сделки компаний, имеющих в собственности карьерные самосвалы «БелАЗ» и оказывающих транспортные услуги на разрезах Кемеровской области по поставке запасных частей для данных самосвалов, являются фиктивными.
Основанием для данных выводов как раз явились данные, полученные по АСК НДС-2.
В первом случае контролирующие органы доначислили более 22 млн. руб., во втором – более 4 млн. руб., в третьем – более 3 млн. руб.
Суммы, конечно, более чем значительные.
Именно в период дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщикам удалось доказать реальность сделок по поставке запасных частей, в том числе пришлось связываться с контрагентами и просить представить документы:
- подтверждающие доставку данных запасных частей (так как она осуществлялась за счёт поставщика, и покупатель не мог располагать и не располагал данными документами), в том числе договор на оказание транспортных услуг, акты, товарно-транспортные накладные, платёжные поручения и иные документы;
- подтверждающие реальную деятельность контрагента по аналогичным сделкам с иными контрагентами;
- бухгалтерского и налогового учёта, обосновывающие «спорную» операцию с проверяемым налогоплательщиком, которых, конечно, нет и быть не может у проверяемой организации.
Необходимо отметить, что в настоящее время бизнес с пониманием относится к подобным просьбам своих покупателей/заказчиков, так как каждая компания понимает, что на месте данного проверяемого налогоплательщика в любой момент может оказаться и она.
Наталья Болотова, партнер компании:
Подобные случаи доказывания права на применение вычетов даже не на досудебной стадии обжалования решения налогового органа, а на стадии ДО вынесения самого решения, встречаются не так часто.
Но самое главное, что они есть, и уже не разово, а это значит, что налоговый орган всё же слышит доводы добросовестных налогоплательщиков, анализирует представленные документы, а не вслепую верит данным программы-робота.
Как обычно, спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Поэтому рекомендуем не ждать покорно вынесения решения по камеральной проверке, а позаботиться о предоставлении доказательств реальности сделок хоть не в момент проведения проверки (так как зачастую этот этап проходит вслепую для налогоплательщика), но уже на стадии дополнительных мероприятий налогового контроля, не доводя до вынесения решения по проверке.